Почти месяц назад мы опубликовали первую часть материала, где рассказали о доходной части — ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН КАНАЛА (ЧАСТЬ 1)

Теперь пришло время затрат.

Часть 2. Затраты онлайн канала

Затраты онлайна делятся на 2 группы  — переменные и постоянные

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ – это затраты, которые меняются в зависимости от количества заказов. Нет заказов – нет и этих затрат. Например, доставка до клиента – нет заказов, нет и затрат на доставку.

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ – это затраты, которые не зависят от числа заказов. На самом деле полностью постоянных затрат почти не бывает, поэтому их правильнее звать квази-постоянные.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

Переменные затраты в онлайне могут отличаться в зависимости от специфики товара и рынка, но есть 3 вида затрат, которые встречаются почти у всех интернет-магазинов – маркетинг, логистика и клиентский сервис

1. Затраты на маркетинг – это затраты на привлечение клиентов и генерацию заказов. Сюда входят затраты на рекламу, на акции, на привлечение трафика. Для планирования рекомендуем брать эти затраты в размере  10% от среднего чека. Чем популярнее товар и больше рынок (например, если вы продаете аксессуары для смартфонов) – тем меньше может быть и процент на маркетинг, и наоборот, если товар специфический, а аудитория невелика – например, это эксклюзивные предметы интерьера европейского производства, то берите 15-20% для расчета.

Например, если у вас средний чек 5000 руб, то затраты на привлечение клиента составят 500 руб. за 1 заказ.

2. Затраты на логистику – это затраты на доставку заказ до клиента (включая складскую обработку). Ставки логистических компаний разнообразные и зависят от многих факторов. У нас в процессе работы выработались следующие экспертные оценки:

Доставка в Москве или Санкт-Петербурге – 250 р/заказ

Доставка в регионы  — 350 р/заказ

Понятно, что если вы планируете продажи только в своем городе и у вас есть собственный ресурс для логистики (например, вы планируете развозить заказы на своей машине), то затраты могут быть заметно меньше.

3. Затраты на клиентский сервис – после того, как клиент сделал заказ, его требуется сопроводить. Получить подтверждение, ответить на его вопросы, договориться о сроках доставки и пр. Эта работа требует специального ресурса. Работа возникает неравномерно, поэтому для небольшого интернет-магазина содержать такого специалиста будет накладно.

Мы предлагаем своим заказчикам клиентский сервис «под ключ» — по ставке 150 р/заказ.

Сопоставьте со стоимостью специалиста у вас в городе и вы сами легко можете посчитать – сколько заказов у вас должно быть, чтобы вам стало выгоднее нанять штатного сотрудника.

Например, в Москве такой специалист стоит не менее 40 тыс.руб. (+налоги), т.е. должно быть не менее 300 заказов в месяц, чтобы имело смысл его содержать.

ВНИМАНИЕ! Производя расчеты, очень важно не упустить тот факт, что переменные затраты относятся не только на оплаченные заказы, а и на все подтвержденные заказы – в том числе и те, по которым был возврат и денег мы не получили

Существует еще ряд переменных затрат, из которых самая существенная —  комиссия платежной системы (3,5% от выручки). Но в расчете бизнес-плана главное не упустить затраты на маркетинг, логистику и клиентский сервис.

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

Постоянные затраты в онлайне довольно традиционны. Если у заказчика уже есть офлайн бизнес, то он размещает ресурсы и сотрудников онлайн канала на уже имеющейся площади, использует офлайн склад и не несет дополнительные затраты. Также можно начинать онлайн канал без найма дополнительного персонала. Но ряд постоянных затрат вам в любом случае не избежать:

1. Затраты на аренду сервера. Если вы хотите,  чтобы ваш сайт был постоянно доступен, данные надежно хранились, и у клиента все быстро открывалось, то на этом экономить нельзя! Тем более, что цена вопроса приемлемая  — мы рекомендуем решение, которое стоит около 60 евро в месяц (5000 руб).

2. Затраты на техобслуживание. Найм собственного квалифицированного программиста очень дорого стоит. Вначале имеет смысл обратиться к аутсорсингу – стоимость часа работы программиста на рынке доходит до 2000 руб. Мы предлагаем заказчикам тариф 1000 руб/час. В месяц вам хватит около 20 часов (20 тыс.руб.)

Итак, мы рассказали о затратах – переменных и постоянных.

В следующей, завершающей части мы расскажем о том, как все эти затраты свести воедино, как рассчитать точку безубыточности вашего интернет-магазина.

 

global $post;