В процессе переговоров по онлайн каналу (под этим термином мы понимаем интернет-магазин с бизнес-процессами, маркетингом и продажами) мы столкнулись с примечательным феноменом. Этот феномен характерен для заказчиков с успешно работающим офлайн бизнесом.

Онлайн канал для них – это лишь игрушка, несерьезный проект. Они тратят на него деньги, заранее ожидая, что онлайн канал не будет приносить им прибыли. Интернет-магазин ими делается как эксперимент, как элемент статуса: мол, «куда же сейчас без интернета!».

Такой подход характеризуется следующими признаками:

  1. Небольшой бюджет на онлайн канал относительно офлайн бизнеса. Чаще это 200-300 тыс.руб. В реальности это могут быть и миллионы (если основной бизнес, например, имеет обороты сотни миллионов в месяц).
  2. Отсутствие внятных финансовых целей онлайн канала: «Мы не планируем прибыль в первые 2-3 года», «Мы хотим присмотреться к рынку интернет-продаж» и пр.
  3. Под онлайн канал не планируется штат сотрудников: «Техподдержку окажет сисадмин, товаром будет управлять кладовщик, а блог я поручу секретарше»
  4. Увлечение новинками, специфическим и непервостепенным функционалом. Один заказчик хотел модную «фишку», которая 3-кратно (!!) увеличивала срок и бюджет проекта при том, что влияние на продажи было довольно незначительным.
  5. Бюджет онлайн канала не включен в бюджет компании. Предполагается, что после создания интернет-магазин будет существовать как-то сам по себе. Узнав о дальнейших затратах заказчик может непритворно огорчиться.

Что же в итоге получают заказчики таких «игрушечных» интернет-магазинов? В 99% случаев через полгода-год после запуска будет унылая картина:

  • Выручка онлайн канала – около 1% от выручки основного бизнеса (при одних и тех же продуктах!)
  • Отсутствие маркетингового бюджета и как следствие – десяток случайных заказов в месяц
  • Блог, в котором последняя публикация датирована полугодом ранее
  • Некорректные телефоны, уволившиеся сотрудники в разделе «Контакты» и другая устаревшая информация

А потом владельцы и менеджмент этих онлайн каналов за чашечкой кофе глубокомысленно рассуждают о том, что: «Интернет до нашей отрасли еще не добрался», «Клиенты не готовы» и т.п.

Онлайн канал – это не игрушка, не элемент статуса. Это серьезный инструмент с мощным потенциалом. У онлайн канала для успешного офлайн бизнеса есть две ключевые цели:

  1. Рост прибыли компании. Быстро выйти на точку безубыточности и начать получать прибыль от онлайн продаж.
  2. Омниканальность. Синергия между онлайн и офлайн продажами. Один из ключевых трендов онлайн продаж последнего времени.

Каким вы видите развитие своего бизнеса в онлайне? Есть ли опыт построения онлайн канала? Приносит ли ваш интернет-магазин прибыль? С интересом ждем ваших комментариев!

Константин Попов
www.angravity.ru
Фото предоставлено – https://www.firestock.ru/